Загрузка меню

Марина Сивкова: "Ценить природу может только тот, кто знает ее по-настоящему"

06.08.2011
Государственное образовательное учреждение «Коми республиканский эколого-биологический центр», который сыктывкарцы и по сей день по привычке именуют «станция юннатов», – пожалуй, одно из самых любопытных учреждений республики в системе образования.

Многие связывают это с наличием здесь хоть и небольшого, но настоящего зоопарка, кстати, самого северного в России. Но далеко не все сегодня знают, а чем вообще живет центр, которому, к слову, в этом году исполняется 70 лет. Какие у него задачи, планы, перспективы? Проще говоря, что скрывается за этой труднопереносимой аббревиатурой КРЭБЦ? Сегодня наш собеседник – директор центра Марина Сивкова.

– Марина Геннадьевна, выходит, станция юннатов открылась в самом начале Великой Отечественной войны?

– Да, и переоценить этот факт невозможно: во время войны станция позволила выжить не только горожанам, чьи дети, занимаясь здесь, выращивали овощи и относили их в семью. Станция помогла выжить эвакуированным, у которых вообще ничего не было. В 1990-е годы, когда в стране начала отстраиваться система дополнительного образования, в соответствии с нормативными федеральными документами изменилось и название. Так мы стали эколого-биологическим центром.

– Удивительно, но в вашем центре занимается порядка тысячи детей…

– Да, во главе угла – образовательный процесс, мы несем детям знания в области экологии и биологии, выходящие за рамки школьной программы. Но есть и еще одна не менее важная функция. Наше учреждение является методическим центром для всех муниципальных учреждений дополнительного образования подобного типа. Образовательный процесс в центре строится не ради того, чтобы занять детей в свободное время, а ради того, чтобы отработать программы, методики, материалы, которые мы могли бы рекомендовать для образовательных учреждений. В нашей республике так действуют три государственных учреждения дополнительного образования: Центр детского юношеского туризма и спорта, Республиканский центр ДО и мы. Эти три учреждения охватывают 10 направлений. Наш центр «закрывает» все, что связано с экологией, биологией, естественными науками.

– А художественно-эстетическое направление?

– Тоже связано с природой. Дети работают с глиной, лозой, пишут пейзажи. При центре довольно успешно действует экологический театр «Сказка». Программы могут действовать на базе сборных, причем разновозрастных, групп. Есть, например, программа «Экология животных»: дети наблюдают за животными, учатся с ними общаться, ведут исследовательскую работу. Кстати, все программы обязательно предполагают исследовательскую деятельность. С этими исследованиями юннаты выходят на наши внутренние конференции, затем и на республиканские. А если ребенок становится победителем республиканских конференций, мы стараемся, чтобы он участвовал во всероссийском конкурсе. Все это возможно в рамках целевой программы «Дети республики». Мы обеспечиваем сопровождение, если ребенок едет без своего преподавателя, ищем средства на поездку. В мае, например, на всероссийский конкурс «Подрост», который проходил в Суздале, ездила воспитанница агрошколы-интерната им. Католикова со своим педагогом Людмилой Михайловной Дымовой. Дорогу им помог оплатить Комитет лесов республики. Девочка, кстати, заняла второе место. И среди наших воспитанников есть отмеченные Президентской премией, премией Главы РК, а также международной премией имени Мантейфеля.

Конечно, поездки вне региона – удовольствие не из дешевых. Но к счастью, у нас много добрых помощников. Мы как-то посчитали, сколько у нас таких вот партнеров, включая различные учреждения, представителей власти, вузы, – насчитали порядка сорока.

Помимо всего, мы плотно работаем над повышением квалификации педагогов – как с педагогами дополнительного образования, так и с учителями биологии. Одним словом, наш центр является своего рода флагманом по экологии и биологии в системе школьного и дополнительного образования.

– Известно, что вы планируете обустройство пандусов. Для чего?

– Вот уже три года, как наше учреждение стало своего рода экспериментальной площадкой. Суть эксперимента – организация занятий с детьми с ограниченными возможностями. Нас никто к этому не подталкивал, но это лежит на поверхности: надо ли говорить о благотворном влиянии природы на физику и психику человека? Для начала мы обратились во все социальные службы города, в отдел учреждений интернатского типа Министерства образования РК, наладили хорошие отношения с общественной организацией «Особое детство». Одним словом, вышли на всех, кто может быть задействован в этом деликатном вопросе, в том числе и на психологов медико-педагогической республиканской комиссии, на Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, которым руководит Светлана Андреевна Уланова. С этим центром мы и работаем плотно над нашей программой – экспериментом. Мы вызвались сами, предложив идею: отработать методику работы с такими детьми не индивидуально, а в небольших группах – на базе нашего КРЭБЦ. Взялись. Поначалу было невероятно сложно. У нас обыкновенные педагоги, с такими детьми они практически не сталкиваются. После первых встреч-знакомств многие закрывались в своих кабинетах, плакали.

– К чему же вы пришли в конечном итоге?

– Мы решили не ограничиваться детьми с сохранным интеллектом – в большинстве это дети, страдающие церебральным параличом. Решили охватить всех, даже самых тяжелых. Для начала пригласили на встречу родителей, многие из них пришли с детьми.

Потихоньку начали находить взаимопонимание, узнавали, что бы они в первую очередь сами хотели для своих чад. Педагоги начали заниматься с детьми. Детей с сохранным интеллектом направляли больше на декоративно-прикладное творчество, на биологию. Дети с несохранным интеллектом – те же воспитанники эжвинской школы-интерната – больше занимались растениеводством в наших теплицах. Потом пошли дальше: прислушавшись к пожеланиям родителей, мы открыли небольшую группу по подготовке больных детей к школе. Мы очень старались социализировать этих малышей, вводили их в обычные группы, что имело двойной эффект. Во-первых, ребенок постепенно приучался к среде, а во-вторых, обычные дети переставали воспринимать факт присутствия больного сверстника как нечто из ряда вон выходящее. И это очень важно, толерантность к инвалидам в нашем обществе, как вы знаете, – большая проблема.

Постепенно появились и результаты. Вот пример. Год наши педагоги занимались на дому с одним слепым мальчиком. Он страшно боялся сверстников, но потом пришел в центр, начал постепенно привыкать и в конце концов стал одним из лучших чтецов нашего театра «Сказка». А для необучаемых детей мы организовали досуговую программу «Календарь природы». Эти детишки приходят к нам раз в месяц. Если это колясочники – мы запускаем свой транспорт, собираем их. Для этих детей мы организуем специальные площадки, связанные с растениями или животными. Знаете, это надо видеть, когда ребенок-аутист, например, общается с животным, какую бурю эмоций он переживает, когда гладит пони или берет на руки кролика, прижимает его к себе.

Как бы там ни было, сегодня у нас занимается более сорока детей с ограниченными возможностями. Эксперимент, я считаю, удался, значит, его надо развивать дальше. Повторюсь, что наша задача еще и отработать с этими детьми программы, которые, возможно, примут на вооружение муниципальные образовательные учреждения, связанные с экологией, биологией, естествознанием.

– В зоопарке центра есть и лошади. А вы не пытались лечить детей с помощью иппотерапии?

– Мы пока только мечтаем об этом. Но дилетантского подхода допустить не можем. Для того чтобы заниматься иппотерапией, нужно отправлять специалиста на учебу в ту же Москву, например, где действуют специальные центры. И не педагога, а именно медика. Но вот медицинской специальности в нашем центре не предусмотрено. Но ничего невозможного нет. Можно, например, договориться и с медучреждениями, возможно, этим кто-нибудь заинтересуется. Надо искать деньги на дорогостоящие курсы. Думаю, когда-нибудь лечение больных детишек с помощью лошадей станет вполне реальным и для нас. Тем более конно-спортивная школа подарила нам двух чудных пони.

– В центре замечательный дендропарк. Расскажите о нем немного.

– Во-первых, сам ландшафт центра – огромные тенистые аллеи – располагает к тихому семейному отдыху, к покою. Недаром здесь так часто гуляют мамы с колясками, такого умиротворенного зеленого уголка в Сыктывкаре больше не встретишь. Дендропарк – это еще и две огромные теплицы: овощная и цветочная. Дети с удовольствием выращивают овощи. Цветочная же теплица – коллекционная, там никаких работ не ведется, она служит для проведения экскурсий. Только одних домашних цветов в этой теплице – порядка 600 видов. Сюда на экскурсию нередко приходят школьники, изучают, например, растительность пустыни – в теплице выделен участок для таких растений. То же самое в зоопарке – существует специальный зооуголок, где проводятся практические занятия с животными.

– Недавно ваш чудесный зоопарк, который, как известно, насчитывает более ста видов животных, посетили представители республиканского парламента. Как вы думаете, эта встреча не зря состоялась? Депутаты вникли в проблему?

– Мы объяснили, что, кроме образовательной функции, зоопарк несет еще и не менее важную – досугово-просветительскую. Не у всех же есть возможность посетить тот же, скажем, московский зоопарк! Но ведь это так интересно, особенно для детей! Тем более что в нашем зоопарке представлены животные всех континентов мира. И потом мы выполняем еще одну важную функцию: никто кроме нас в республике не занимается реабилитацией диких животных. А ведь многие подранки, волею судеб попавшие к нам и получившие адекватную помощь, занесены в Красную книгу республики. В их числе орлан-белохвост, которого с гниющим крылом на перекладных передали из Усть-Цилемского района, или неясыть длиннохвостая, которую привезли в крайне истощенном состоянии, и многие другие. Всех, кто способен после лечения выжить в дикой среде, мы, естественно, отпускаем. Остальные так и остаются у нас.

– Но как же при отсутствии финансов вы умудряетесь кормить зверушек?

– Спасибо всем, кто помогает. У многих животных есть свои опекуны, которые ухаживают за ними, кормят, чистят клетки. Звериное счастье, когда заканчивается дачный сезон, и к нам мешками несут некондиционную морковь, мелкую картошку, зелень. Детские сады снабжают нас отходами, а с сеном помогают гимназия № 26 и Гимназия искусств при Главе РК, пускают нас на свои травостойные «угодья». Сотрудники подкашивают траву и на своих дачах. Для хищников «мясо» выращиваем сами: крыс, кроликов. Кур держим, чтобы белок всегда был, коз – чтобы молочком слабых животных отпаивать. Но это все очень нелегко, опять же учитывая, что зоопарк размещен в совершенно неприспособленном помещении: нет канализации, в правом крыле старые деревянные перегородки, которые могут вот-вот обрушиться.

– А почему такая усиленная охрана? Видеокамеры, тройные решетки кое-где…

– Чтобы оградить животных от людей. Для воспитания посетителя: не тыкать в нос животного пальцем, не чесать его за ухом, не кормить чипсами, что сулит верную гибель, не дразнить обезьяну и т.д. Все это поначалу было. Был и еще один ужасный случай: в зоопарк, тогда еще не так усиленно охраняемый, проникли какие-то изверги. Вволю поиздевались над конем, обвязали хвост проволокой и… оторвали его, повредив и позвонки. Агат чудом выжил, очень долго мучался, лечение шло трудно, медленно.

В 2025 году в Сыктывкаре, и это прозвучало на встрече с депутатами, планируется открыть столичный зоопарк. Будет это или нет – покажет время. В любом случае, надеюсь, в него придет культурный посетитель.

– В числе заданных депутатами Вам лично вопросов был и такой: зачем образовательному учреждению содержать животных, не встречающихся в нашей республике? Действительно, зачем?

– Что касается животных сугубо нашей республики – расскажу об одном увлекательном проекте. Такой зоопарк на территории центра обязательно появится. Мы будем строить его в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Визит-центр». Это что-то вроде входных ворот в республику. На этой отдельной территории будет представлен «дайджест» Национального парка «Югыд ва», Печоро-Илычского заповедника. Одним словом, этот проект призван познакомить, пробудить интерес у жителей и гостей нашего края к природе республики, включая и животных. Ведь, согласитесь, по-настоящему любить и ценить природу может только тот, кто знает ее. Строительство же «Визит-центра» стало возможным благодаря тому, что наш КРЭБЦ выиграл конкурс, по сути – грант ПРООН/ГЭФ. Помимо нас рассматривалось еще несколько площадок, включая музей леса СЛИ и Кировский городской парк Сыктывкара. Но, к счастью, повезло нам.

Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

В нашем зоопарке представлены животные всех континентов мира. И потом мы выполняем еще одну важную функцию: никто кроме нас в республике не занимается реабилитацией диких животных. А ведь многие подранки, волею судеб попавшие к нам и получившие адекватную помощь, занесены в Красную книгу республики.

http://www.gazeta-respublika.ru Источник: http://www.gazeta-respublika.ru
4.6248
Поставьте свою оценку:  
Вернуться к стране

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, чтобы не пропустить
  новые статьи  
о зажигательном отдыхе!