Загрузка меню

Почему в России не бывает дешевых авиабилетов

13.10.2011
С 10 октября прекратила полеты "Авианова". Закрытием очередной авиакомпании нынче уже не удивишь. В середине лета со скандалом обанкротился "Континент", буквально две недели назад "отлеталась" "Кавминводыавиа". К тому же власти начали ужесточать требования к авиаперевозчикам: безопасность пассажиров превыше всего. Случай "Авиановы", однако, особый.

Эта авиакомпания работала по известному во всем мире принципу "дискаунтера" и продавала авиабилеты по крайне низким ценам. Больше дискаунтеров в России не остается. Еще одна компания, которую с натяжкой можно было назвать низкобюджетной - "Скай Экспресс", - до конца октября сольется с ­"Авиалиниями Кубани". Почему же так получилось? По идее в России спрос на дешевые авиабилеты должен быть покруче, чем на Западе: расстояния огромные, народ не особо богатый. Но...

"Авианова" стартовала в "кризисном" 2009 году. Уже в следующем, ­2010-м, компания обеспечивала 22% внутренних рейсов аэропорта "Шереметьево". А всего за 2010 год перевезла 1,3 млн. человек. То есть уверенно вошла в число тех самых 15 авиакомпаний, на которые у нас приходится до 90% пассажиропотока.

Были, однако, и тревожные сигналы. Все в том же 2010 году (единственный год, который компания проработала полностью) в "антирейтинге" самых непунктуальных авиакомпаний, составленном журналом Forbes, "Авианова" заняла 4-е место. По данным проверки, проведенной Росавиацией, с марта 2010-го по март ­2011-го компания отменила 1400 рейсов. Компании-дискаунтеры во всем мире не отличаются большой пунктуальностью, но отменять по сотне рейсов в месяц - перебор.

Причины отчасти в крайне высокой нагрузке. "Авианова" летала в 20 с лишним городов всего на шести самолетах. Как утверждают эксперты, получалось, что каждый самолет выполнял по четыре пары рейсов в день. Как объясняли в компании, за счет этого и получаются дешевые авиабилеты.

В самом деле цены на авиабилеты у "Авиановы" были такими, что за них пассажиры готовы были простить многое. Они начинались с... 300 рублей со всеми сборами. Это, конечно, в период акций, которые компания проводила достаточно регулярно. Но и вне акций выходило, что, скажем, из Москвы в Краснодар дешевле лететь "Авиановой", чем ехать в купейном вагоне.

Официальная версия причин, по которым авиа­компания теперь закрывается, - конфликт акционеров и большая операционная задолженность. Один из двух главных акционеров - американский инвестфонд Indigo Partners (у него 49% акций, 51% - у российской "А1 Групп") - прекратил финансирование проекта, а на прибыльность "Авианова" выйти не успела. К слову, фонд Indigo Partners финансировал выход на рынок и ряда авиакомпаний-дискаунтеров в других странах. Ряд его проектов оказался крайне успешным (в США, Венгрии и Сингапуре).

Нынешний первый замгендиректора "Авиановы" Константин Тетерин винит в сложившейся сейчас ситуации американского управляющего директора Эндрю Пайна (уже бывшего): "Было похоже, что человек прибыл в Африку и за бусы что-то здесь покупал... Были допущены колоссальные ошибки с точки зрения коммерческой политики. Все это привело к громаднейшему долгу".

Когда российские акционеры отстранили Пайна от управления "Авиановой", американцы и перестали давать деньги...

Оставим, однако, эти споры самим акционерам. По словам экспертов, кроме этих раздоров, есть и немало других причин, из-за которых проект, суливший большие надежды пассажирам, провалился.

"Классическая низкобюджетная авиакомпания может жить, если выполняется ряд условий. В России не выполняется почти ни одно из них, - комментирует ситуацию Роман Гусаров, главный редактор портала avia_ru - Во-первых, у нас нет столь развитой сети аэропортов, как в Европе, - дискаунтерам просто негде взять более дешевый аэропорт. Во-вторых, нет развитого рынка услуг для авиакомпаний - а потому и быстрого обслуживания в аэропорту. В-третьих, цены на авиакеросин устанавливаются монопольно... Плюс несовершенство законодательства и проблемы с летными кадрами. Те профессионалы, что есть, скорее согласятся летать с "Аэрофлотом" в Нью-Йорк, чем с дискаунтером в Ульяновск".

По прогнозам, совсем хоронить подобный ­авиабизнес в России все же не стоит. Но классических "низкобюджетников" мы в ближайшее время вряд ли увидим. Скорее компании будут использовать элементы дискаунтной схемы. Например, продавать очень дешевые билеты в рамках рекламной акции.

"Не думаю, что на направлениях, где летала эта компания, из-за ее ухода у других авиапредприятий очень уж вырастут цены, - считает Роман Гусаров. - Маршруты, на которых работала "Авианова", в основном не очень дальние - пассажиры пересядут на поезда, а не перейдут к другим авиакомпаниям, у которых совсем другие цены".

Другое дело, что уже не будет выбора между дешевыми авиабилетами и более дорогими. Если надо подешевле - остается только "летать поездами РЖД".

Главный принцип работы низкобюджетных авиакомпаний (они же лоукостеры или дискаунтеры): лишний сервис - за дополнительные деньги.

То есть стоимость авиабилета, как правило, подразумевает только возможность войти в самолет и сесть в кресло - как в автобусе. Причем может оказаться, что, как и в автобусе, билет будет без места. Все остальное: еда, напитки, возможность занять те места, которые больше нравятся (например, где можно свободно вытянуть ноги) - за дополнительную плату. Как правило, у "низкобюджетников" и более жесткие ограничения по бесплатному багажу: не более 8 - 10 кг и только одна сумка, больше вещей и сумок - платно.

Зато, если очень надо, а денег в обрез, улететь лоукостерами можно почти задарма. Скажем, у одного из самых популярных дискаунтеров, Ryanair, билеты между европейскими городами стоят от 9 евро.

Экономия достигается и за счет того, как именно организуется бизнес авиакомпании. Лоукостеры часто летают из "альтернативных" аэропортов, где дешевле обходится стоянка (правда, пассажирам туда добираться крайне неудобно - но ведь зато дешево!). Самолеты обычно бывают одной модели - так проще в обслуживании и меньше затрат на обучение персонала. (Так было и у "Авиановы" - ее парк состоял из шести А-320.)

Еще один из главных принципов работы: самолет должен как можно меньше времени проводить на земле (экономия на стоянке) и как можно больше - в воздухе. С учетом этого составляется крайне плотное расписание: самолет должен отправляться в следующий рейс через 40 - 60 минут после приземления. В европейских условиях безопасность пассажиров от этого не страдает: большинство дискаунтеров раз в несколько лет полностью обновляют свой самолетный парк, потому что новую технику обслуживать гораздо дешевле и накладок с ней меньше (помним про плотное расписание).

www.svali.ru Источник: www.svali.ru
4.7205
Поставьте свою оценку:  
Вернуться к стране

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, чтобы не пропустить
  новые статьи  
о зажигательном отдыхе!